a scanner darkly ([info]agent_cuper) wrote,
@ 2006-12-04 05:18:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Current music:Sigur Ros - Flugufrelsarinn

LOST HIGHWAY: деконструкция
Давно обещанное. Special для всех, кто просил.

21,93 КБ

В отношении работ Линча никогда не прекратятся жаркие споры, ведь каждый его фильм – это провокация, вызов зрителю. Оттого досадно, что большинство зрителей этот вызов не принимают, предпочитая свести творчество данного режиссера к банальной мистике или бессмысленному нагромождению изящных образов. «В его фильмах нет смысла», «Нет никакой логики, да и не надо», «Все очень красиво, страшно и необъяснимо» - вот общий смысл подавляющего числа отзывов. Но подобные мнения лишь уличают их обладателей в том, что они не хотят или попросту не способны думать и анализировать. Не говоря уже о полном отсутствии вдумчивого и внимательного смотрения - они даже не обращают внимания на те подсказки, которые Линч так искусно расставляет в своих работах.

Мы испорчены дешевыми постановками, в которых нам разжевывают всю суть фильма. Полтора часа на экране творится какое-то невнятное действо, а потом сценарист практически садится перед нами на стульчике и в лоб распутывает все интриги и тайны фильма: убийца – тот, убил он потому-то, а затем получилось так-то… Неужели это интересно? Ведь это то же самое, как если бы вы купили журнал с кроссвордами, а потом, подглядывая на последнюю страницу, вписали бы в квадратики правильные ответы. Кино – это аттракцион, давайте наслаждаться им в полной мере.

Для примера возьмем фильм «Lost Highway» - один из лучших киноаттракционов Линча. В русском прокате он именуется как «Шоссе в никуда», и в этом есть своя правда, но давайте переведем его более точно - «Потерянное шоссе». Потому что тема потери, утраты – ключевая в картине.

В большинстве трактовок данной ленты часто упоминаются такие глупости как «переселение душ», «другое измерение», «путешествия во времени» и так далее. Не менее часто речь идет о магах, демонах, словно перед нами какая-то дешевая мистика или, простите за выражение, фэнтази. Все это полная чушь – мы в очередной раз попадаем в плен стереотипов и не хотим двигаться дальше.

Эти трактовки чересчур романтичны, что неприемлемо по отношению к творчеству Дэвида Линча. Человек, который в детстве съел летучую мышь, человек, дебютный фильм которого назывался «Шесть блюющих мужиков», человек, который в 60 лет хранит у себя дома заспиртованную вагину, априори не может быть романтиком. Линч – не романтик, Линч – это хирург человеческого подсознания, и «Lost Highway» вовсе не мистический триллер, как часто пишут на обложках, а художественно оформленная работа по психоанализу.

Давайте вспомним вкратце сюжет: Джазовый музыкант Фред Мэдисон живет в небольшом особняке на тихой улочке вместе с молодой женой Ренэ. Однажды утром его супруга находит вместе с утренней почтой на пороге дома видеокассету безо всяких наклеек. Дома она с мужем смотрит ее. Там небольшой кусочек любительской видеозаписи, заснят их дом снаружи. На другое утро жена опять находит видеокассету, и снова они смотрят запись. Все начинается так же с панорамы по дому, но затем камера проникает внутрь. Плывет по коридору, направляется к их спальне, а вот и они лежат в кровати, спят и не знают, что кто-то проник к ним в дом и снимает их. Третью подброшенную кассету Фред смотрит уже в одиночестве, и видит на ней, как убивает собственную жену. Приезжает полиция, начинается расследование, и парня приговаривают к смерти на электрическом стуле. Незадолго до исполнения приговора Фред таинственным образом исчезает из камеры смертников, а на его месте находят растерянного и ничего не понимающего Пита Дейтона. Выпущенный на свободу, Пит пытается вернуться к нормальной жизни, но вместо нее его ждет необъяснимый, поражающий воображение кошмар...

Все вышеописанное представляет собой сюжет фильма, но к реальной истории Фреда Мэдисона оно имеет весьма посредственное отношение. В конце своего анализа я предложу свою версию происходящего, но давайте разберем структуру фильма детально.

Самая главная и самая большая подсказка, которую дает Линч зрителю – это диалог Фреда и Рене с полицейскими, которые приходят к ним домой. Они спрашивают, есть ли в доме видеокамера. Ренэ отвечает: «У нас нет камеры. Фред не любит камеры», а муж добавляет: «Я все запоминаю по-своему. Не обязательно запоминать вещи, так как они происходят». Вот именно эта фраза и является основным ключом к пониманию. «Lost Highway» - это история жизни Фреда, так, как он ее запомнил. Вот вам для подтверждения комментарий Линча по поводу картины: «Это история Фреда. Это не сон, это реальная история, построенная по законам логики Фреда. Когда вы имеете дело с тайнами и опасностью, все в вашей голове перемешивается. Но больше я ничего не скажу, потому что я очень люблю тайны…» Ну а теперь по порядку. Если вы не хотите это читать, сразу перемещайтесь к концу текста, где изложена суть происходящего. Сейчас же я просто расскажу о тех эпизодах и подсказках, которые подтолкнули меня к данным выводам.

Ключевые эпизоды «Lost Highway»:

1. Кадры ночного шоссе и мелькающий пунктир дорожной разметки. Шоссе – это путешествие в темноту, в никуда, в неизведанное. Шоссе – метафора погружения в глубины человеческого подсознания. Желтые полоски – как вспышки памяти. На этих кадрах звучит изумительная песня Дэвида Боуи «I’m deranged» - «Я помешанный». Явный намек на то, что Фред сходит с ума. Стало быть «Потерянное шоссе» - это история, как человек теряет рассудок, теряет здравый смысл, теряет самого себя.

98,76 КБ

2. Кадры шоссе расплываются, и мы видим лицо Фреда. Добро пожаловать в его подсознание. Приехали.

3. Первое ключевое воспоминание. Оно приходит в его голову резко, неожиданно. Тишину разрывает треск домофона. Фред подходит и слышит: «Дик Лоран мертв». Только в конце фильма мы узнаем, что с другой стороны домофона тоже стоял Фред. То есть он сказал это сам себе. Напомнил? Возможно и так, а возможно, что у него большие проблемы с головой – раздвоение личности: разговаривает сам с собой и воспринимает себя как другого человека.

79,49 КБ

4. Фред собирается на концерт, берет свой саксофон, а в комнату заходит жена. Между ним происходит разговор, из которого мы понимаем, что Фред в чем-то подозревает Ренэ.

- Что ты будешь делать?
- Почитаю книгу
- Книгу? Какую книгу?


5. Фред в ночном клубе устраивает джазовую импровизацию. Впоследствии мы еще услышим ее из радиоприемника. Возможно, это намек на то, что сознание Фреда несколько искажено. Он теряет себя во времени и пространстве. Но это может быть и намеком на свойства человеческой памяти. Мы помним, что когда-то в прошлом слышали какую-то музыкальную композицию, но поскольку мы ее уже забыли и она стала для нас некой абстракцией, то в памяти на ее месте всплывает композиция, которую мы слышали недавно.

6. После выступления Фред звонит домой. Не смотря на то, что весь его дом обставлен телефонами, никто не поднимает трубку. Жены нет дома – это ли не повод для подозрений. Когда Фред возвращается домой, то видит жену спящей на кровати. Возможно, она просто не рассчитывала, что он будет звонить так поздно, и думает, что Фред ни о чем не догадался.

99,85 КБ

7. На следующее утро кто-то побрасывает к порогу их дома видеокассету. Вспомним, что видеокамера – это своеобразная метафора разума/памяти Фреда. Стало быть, видеокассеты – это его мысли. К Фреду присылают кассеты=Фреда начинают посещать подозрения. Сюда нужно приплюсовать и факт, который раскрывается лишь во второй половине ленты – Ренэ снималась в порно или по крайней мере была связана с людьми, которые занимались производством порнографической продукции. Стало быть, видеокассеты – это и намеки на темное прошлое Ренэ. Не случайно Фред начинает расспрашивать жену, откуда взялась видеокассета и кто бы мог ее прислать. Возможно, он думает, что некий доброжелатель подкидывает ему компромат на жену.

8. Они начинают смотреть видеокассету и видят на ней свой дом снаружи. Примечательно, что дизайн дома разрабатывал сам Дэвид Линч. И этот дом очень напоминает реальный дом Линча – у него тоже очень узкие окна. Запись резко обрывается, появляются помехи – помня, что метафора памяти Фреда, делаем вывод, что это символ того, что обрываются воспоминания героя. Он не может вспомнить, что произошло потом.

Кстати, обратите внимание на кадр, где Фред и Ренэ смотрят видеозапись. На заднем плане висят две картины: крылатая рыба, нападающая на испуганную женщину, и части тела, беспорядочно разбросанные по полотну. Собственно, это предчувствие того, что произойдет в фильме несколькими десятками минут позже, и еще один факт в пользу теории о том, что весь фильм происходит в голове Фреда. Даже подсознательно в предметах интерьера (которые он рисует в своей голове) отражается его история.

9. Теперь показываются реальные воспоминания Фреда. Но мне кажется, что как раз они-то и нереальны. В фильме все наоборот: реальное-нереально, а нереальное-реально. Фред вспоминает, что видел жену в клубе во время того самого концерта, где он играл на саксофоне. Конечно, это выдумка воспаленного воображения главного героя. Он видит Ренэ вместе с Энди (героем который появится уже после этого). Если бы его жена действительно изменяла ему с Энди, то она была бы не настолько глупа, чтобы пойти с ним именно в тот клуб, где выступает Фред. Этот эпизод – намек на то, что Фред подозревает свою жену в неверности, но еще не знает, с кем именно она это делает.

10. Фред и Рене занимаются сексом, а затем Фред вспоминает свой «сон»: «Прошлой ночью мне снилось, что ты где-то в доме. Зовешь меня. Тебя не найти. Ты лежала в постели, но это была не ты». Опять тот же принцип нереальное-реально. Это вовсе не сон. Линч показывает нам, как на самом деле произошло убийство Ренэ.

46,61 КБ

11. Вместо лица Ренэ Фред видит лицо Черного Человека. Опять причуды сознания. Фред сходит с ума. Черный человек - кто это? Впоследствии мы узнаем.

12. Они получают вторую видеокассету, на которой камера проникает уже внутрь дома и доплывает до спальни Фреда и Рене. Обратите внимание, что съемки камеры очень похожи на съемки, как Фред идет по коридору своего дома – очередной намек на то, что это не просто съемки, а точка зрения героя.

13. Супруги вызывают полицию, и Фред произносит свою ключевую фразу про то, что он предпочитает запоминать все по-своему. Напоминаю, это ключевая фраза фильма, которая раскрывает всю суть происходящего: «Я все запоминаю по-своему. Не обязательно запоминать вещи, так как они происходят»

68,32 КБ

14. Далее идет вечеринка, на которой Фред встречается с Энди и Черным Человеком. В разговоре с Энди Фред повторяет Фразу, сказанную по домофону «Дик Лоран мертв», но Энди отрицает это, что наталкивает Фреда на подозрения, которые впоследствии повлияют на его действия – он убьет свою жену. Ключевая сцена на вечеринке – диалог с Черным Человеком. Обратите внимание, что когда Фред начинает разговаривать с Черным Человеком, стихает музыка – это не просто режиссерский прием, а намек, что он ведет диалог с самим собой, а не во внешнем мире.

- Мы встречались, не так ли?
- Не уверен. Где мы могли встречаться?
- У вас дома не помните?
- Нет. Не помню. Вы уверены?
- Конечно. На самом деле, я и сейчас там, в вашем доме.


То есть темная половина Фреда, его Альтер Эго всегда с ним и везде его ждет: дома, на вечеринке, повсюду.

- Как вы туда попали?
- Вы сами меня позвали. Я не могу появляться без приглашения.
- Кто вы?


В ответ раздается адский смех…

По-моему, комментарии здесь излишни.

15. Фред и Ренэ возвращается домой с вечеринки. Диалог в машине, в котором Фред интересуется прошлым супруги.

- Откуда ты знаешь этого придурка? (речь идет об Энди)
- Это было давно, в местечке под названием Окс. Мы подружились, и он предложил мне работу.
- Какую?
- Не помню.


Очередной намек на грязную работу, которой занималась Ренэ. Фреда раздражает ее темное прошлое, у него создается впечатление, что оно до сих пор следует за его женой. Но на самом деле этот диалог происходил не тогда, а гораздо раньше. В середине фильма мы опять его услышим.

16. Они возвращаются домой. Ренэ готовится ко сну в ванной комнате, а Фред уходит в темноту коридора. Комментарий Барри Гиффорда, соавтора сценария: «Сцена, где Фред Мэдисон уходит по коридору в темноту – это символ того, как человек отправляется в черную дыру своей судьбы». Именно тогда Фред убивает свою жену. После того, как он уходит в темноту должен идти эпизод из пункта 10, в котором Фред вспоминает свой сон. Это не сон, это реальное убийство жены. Но в фильме после того как Фред уходит, мы видим только Рене, которая никак не может найти Фреда. Затем мы видим кадр, как по стене проплывают две (!!!) тени. Первая из них - тень Фреда, вторая – наверняка тень Черного Человека, его темной половины. Они всегда совершают убийства вдвоем – в этом мы еще убедимся позже.

112,10 КБ

17. На следующее утро после убийства жены герой смотрит новую кассету уже в одиночестве. Разумеется, теперь здесь все снято до самого конца. Мы видим окровавленного Фреда, в отчаянии наклонившегося над трупом убитой жены. Он кричит и смотрит в камеру. Он не хотел ее убивать, это сделал Черный Человек – его темная половина.

- Ты ее убил! – кричит ему полицейский
- Я не убивал ее! – отвечает ему Фред, и он по-своему прав.


18. Его ведут в камеру. Обратите внимание, что закадровый голос судьи, читающего приговор не упоминает состав преступления, за которое приговорен Фред. Звучит это так: «Виновен в совершении преступления. Вы приговорены к смерти на электрическом стуле». Линч не хочет сразу открывать все карты, зритель думает, что Фреда приговорили к смертной казни за убийство жены (один из охранников называет его женоубийцей), но на самом деле его приговорили к смерти еще и за убийство Дика Лорана и его приятеля Энди.

91,02 КБ

19. У Фреда начинаются головные боли, ему дат таблетки, но боль не утихает, в камере, где сидит Фред начинает мерцать свет и мы отправляемся в путешествие по затерянному шоссе. На самом деле теперь перед нами будут представать воспоминания Фреда о его прошлом. Мы видим горящий в обратную сторону дом – намек на то, что время отматывается назад, а камера, летящая вдоль шоссе сворачивает в сторону и мы видим Питера Дейтона. Теперь не будет ни слова о Фреде, главным героем ленты до самого финала становится Пит. Остановимся на этом переходе подробнее.

Итак, неужели вы думаете, что Линч взял и вот так просто взял и переключился на совершенно другого парня, который взял и откуда не возьмись появился в камере вместо Фреда. Вспомним слова Линча: «Это история Фреда. Это не сон, это реальная история, построенная по законам логики Фреда». Какого черта здесь делает Пит? Объясняю. Почему Фред не любит камеры? Потому что они не правильно отображают реальность в его понимании. Вспомните, сколько раз вы видели себя снятыми на камкодеры и удивлялись: господи, неужели это я? Неужели я так себя веду? Неужели это мой голос, жесты и так далее?

Разумеется, каждый в своем воображении видит/представляет себя по-своему, что во многом отличается от его реального образа в жизни. И Питер Дейтон – это Фред, каким он видит себя со стороны. Отправляясь по затерянному шоссе, мы отправляемся в тьму его прошлой жизни – той, какой она была до знакомства с Ренэ. Почему он и Ренэ носят в той жизни другие имена – вскоре станет понятно. И никаких дурацких теорий о других измерениях!

43,37 КБ

20. Итак, что же было в прошлом Фреда – все это мы видим дальше. Он живет с родителями – простыми обывателями, которые любят смотреть по телевизору передачи для огородников. У него есть обычная девушка и друзья, с которыми он ходит в боулинг. У него уже есть условный срок за кражу, а подрабатывает Фред/Пит в автомастерской, где считается лучшим механиком.

102,99 КБ

21. Его постоянный клиент – мистер Эдди, что является уменьшительным от имени Дик Лоран(!), так говорят полицейские, которые присматривают за Питом. Пит мастерски чинит машины Лорана и за это получает щедрые вознаграждения. После очередной такой починки мистер Эдди предлагает Питу в подарок видеокассету с порно. Это намек на то, что Лоран как-то связан с местным порнобизнесом, в котором участвует и будущая жена Фреда.

22. В следующем эпизоде Пит смотрит в зеркало. Внимательный зритель сразу проведет аналогию с Фредом, который смотрит в зеркало в первой части фильма. Очень прозрачный намек на то, что это один и тот же человек.

23. В одном из следующих эпизодов по радио начинает звучать музыка из пункта 5. Выше я уже писал о смысле этой сцены.

105,40 КБ

24. Мистер Эдди снова приезжает в мастерскую, где работает Пит/Фред, в его машине сидит девушка, как две капли воды похожая на Ренэ. Единственные отличия – у нее светлые волосы и зовут ее Эллис, но мы-то не попадемся на эту ловушку, не так ли?

25. Эллис проявляет интерес к Питу/Фреду и они начинают встречаться тайно от Дика Лорана. Фреда привлекает Эллис, она не такая простушка как его подружка Шейла, в ней есть тайна и роковая страсть. Дик Лоран начинает подозревать Эллис в измене, о чем та сообщает по телефону Питу. Эллис подговаривает Пита сбежать от Лорана. «Надо взять деньги и вместе бежать. Я знаю типа, который платит девушкам. У него много наличных. Достанем деньги и убежим. Будем вместе». Речь идет об Энди, который снимает порно для Дика Лорана и обеспечивает его красивыми девушками для развлечений. Именно он познакомил Лорана с Эллис, о чем она и рассказывает Питу/Фреду. А теперь внимание, еще один повтор. Она снова говорит те же слова, что и в пункте 15:

- Это было давно, в местечке под названием Окс. Мы подружились, и он предложил мне работу. (Она снова не говорит, что это за работа, но из дальнейших кадров, как она раздевается перед Лораном, все становится ясно).

70,09 КБ

26. Дома Питу звонит Лоран и после небольшого обмена «любезностями», передает трубку Черному Человеку (!!!). Снова повтор – между Черным Человеком и Фредом уже происходил этот разговор.

- Мы встречались, не так ли?
- Не уверен. Где мы могли встречаться?
- У вас дома. Не помните?


А затем Черный Человек произносит фразу, которая тоже становится одной из ключевых в фильме. «Раньше на Востоке приговоренного к смерти отправляли туда, откуда ему не убежать и неизвестно, когда к нему явится палач, чтобы пустить ему пулю в затылок». А теперь вспоминаем, что приговорен к смерти именно Фред, а то место, откуда ему не убежать – это затерянное шоссе, по которому он продолжает идти. Кто же пустит ему пулю в затылок?

26. Пит/Фред идет на «дело». В доме, где живет Энди висит огромный экран, на котором постоянно показывают порно. Он убивает Энди. Спускается Эллис – теперь уж точно все понятно, в каким отношениях она состояла со своим «приятелем»: она раздета. Фреду становится плохо и он поднимается на второй этаж особняка – тут опять начинаются игры с пространством и временем. Он видит коридор, который в реальной жизни увидит лишь впоследствии. В одной из комнат он встречает Эллис: «Хочешь со мной поговорить? Хочешь спросить? О чем?» - кричит девушка. Она явно издевается над парнем – по крайней мере он так посознательно думает. Картинка намеренно искажена – намек на искаженные воспоминания.

27. Вместе с Эллис они уезжают далеко из города – к человеку, который даст деньги и паспорта в обмен на побрякушки. Вот собственно и ответ на то, почему в начале фильма у героев одно имя, а потом другое. Они просто поменяли документы, чтобы их никто не нашел.

52,28 КБ

28. Они приезжают к тому самому дому, который горел наоборот. Не застают там человека и занимаются сексом при свете фар. После этого Эллис уходит, Пит встает и на его месте мы снова видим Фреда! Вот он красавчик, а мы-то уже соскучились, кстати мы уже давно догадались, что ты и Пит – один и тот же человек. Фред поднимается в дом и видит там Черного Человека. Между ними происходит диалог:

- Где Эллис? (спрашивает Фред)
- Какая Эллис? Ее зовут Ренэ. Если она назвалась Эллис, она соврала. А какое твое чертово имя?!!


Черный Человек направляет на Фреда видеокамеру и идет за ним. Вот она темная половина, которая запоминает то, что не хочет запоминать Фред. С одной стороны они все время за одно, а с другой стороны Фред постоянно конфликтует со своим Альтер Эго. Естественно, кому такое Альтер Эго придется по душе?

29. Снова шоссе, которое наконец приводит нас к ключевому месту – отелю, который так и называется «Lost Highway». Мы снова видим те же самые коридоры, теперь они не искажены – а это значит, что перед нами реальная действительность. Фред слышит, как Ренэ занимается сексом с Диком Лораном – его подозрения подтвердились, она действительно ему изменяла.

105,07 КБ

30. Фред берет пистолет, дожидается, пока жена покинет отель. Затем врывается в комнату Лорана, хватает его, увозит в пустырь. Рядом с ним снова появляется Черный Человек. Черный Человек стреляет в Лорана – наконец-то мы убеждаемся, кто убивает в паре Фред/Черный Человек. Очередной намек, на то что они – одно и то же лицо. Черный Человек в одном кадре что-то шепчет Фреду на ухо, а потом Фред стоит уже в одиночестве, с пистолетом в руках.

31. Полиция в особняке Энди обнаруживает отпечатки Пита, но говорит все равно о Фреде.

32. Ну а дальше все возвращается на круги своя. Фред подходит к своему дому, проговаривает в домофон: «Дик Лоран мертв» (пункт 3), садится в машину и пытается скрыться от преследования полиции. В это время картинка начинает эпилептично трястись, дергаться, появляются электрические вспышки, лицо Фреда начинает дымится и деформироваться – когда такое можно увидеть? Правильно – во время казни на электрическом стуле. Пришло время получить пулю в затылок.

33. Фред исчезает, мы видим кадры шоссе. Звучит прекрасная песня Дэвида Боуи «I’m deranged». Конец.

91,50 КБ

Ну а теперь закрепим пройденное. Восстановим реальную историю Фреда Мэдисона:

Итак, жил на свете парень по имени Питер Дейтон. Жил себе с родителями, встречался с милой девушкой Шейлой. Работал в автомастерской и однажды попался на краже, за которую ему дали один год условно. Обеспечил себе наблюдение со стороны полиции, которых подстегнуло еще и то, что с Питом общается криминальный авторитет Дик Лоран.

Дик Лоран очень любил талантливого мальчика, катал на своей машине, да вот на свою беду познакомил со своей женщиной – роковой красоткой Эллис. Дело в том, что Лоран дружил с порномагнатом Энди, который снимал красивых девушек в запретных фильмах, а за одно устраивал эскорт для состоятельных людей, коим и являлся Лоран. Энди познакомил Лорана с Эллис, а тот в свою очередь познакомил ее в Питом.

Между Питом и Эллис моментально вспыхнула страсть, они начали встречаться. Пит поссорился с Шейлой, начал вызывать беспокойство у родителей, которые на самом деле являлись порядочными тюфяками. Но все тайное становится явным – Лоран каким-то образом узнал про их связь. Приехал в мастерскую к Питу, намекнул ему на то, что станет с ним, если он не прекратит это делать. И они вместе с Эллис решили сбежать из города, а чтобы им было, на что жить, ограбить и убить магната Энди.

Они убивают Энди, скрываются из города, меняют имена и фамилии и женятся. Теперь их зовут Фред и Ренэ. Они покупают на деньги Энди особняк и живут в свое удовольствие. Теперь Фред уже может не работать и предпочитает заниматься музыкой. Но идиллии не получается – Ренэ тянет прошлая жизнь. И она тайно от Фреда возобновляет роман с Диком Лораном. Тот решает не мешать им и не мстит за побег, в качестве компенсации пользуясь сексуальным услугами Ренэ.

Но Фреда начинают посещать подозрения. Он ведь помнит о темном прошлом супруги, и это не дает ему покоя. А от всего пережитого у него начинает съезжать крыша, вплоть до раздвоения личности. Он следит за Ренэ и обнаруживает ее в отеле «Lost Highway», где она трахается с Лораном. Когда Ренэ уезжает домой, он убивает Лорана, а потом приезжает домой и убивает Ренэ.

Его ловят, обвиняют в убийстве трех человек и приговаривают к смертной казни через электрический стул. В ожидании приговора Фред окончательно съезжает, у него начинаются дикие приступы головной боли, но это не освобождает его от наказания. Его сжигают на электрическом стуле. Конец.


Согласитесь никакой мистики, фантастики и прочей ерунды, все вполне обосновано и логично. Однако это всего лишь моя версия происходящего – возможны небольшие расхождения. Хотя если вас устраивает вариант про то, что фильмы Линча – это красивые и страшные нагромождения необъяснимых образов, это ваше право и ничего преступного в нем нет. Let’s Rock!

(с) [info]agent_cuper

Funny how secrets travel
I'd start to believe if I were to bleed
Thin skies, the man chains his hands held high
Cruise me blond
Cruise me babe
A blond belief beyond beyond beyond
No return No return

I'm deranged
Deranged my love
I'm deranged down down down
So cruise me babe cruise me baby

And the rain sets in
It's the angel-man
I'm deranged

Cruise me cruise me cruise me babe

The clutch of life and the fist of love
Over your head
Big deal Salaam
Be real deranged Salaam
Before we reel
I'm deranged

And the rain sets in
It's the angel-man
I'm deranged

Cruise me cruise me cruise me babe

And the rain sets in
It's the angel-man
I'm deranged

Cruise me cruise me cruise me babe

I'm deranged…




Page 1 of 2
<<[1] [2] >>

(116 comments) - (Post a new comment)


[info]yormundgand
2006-12-04 12:39 am UTC (link)
Супер! "Эксгумация" па "пять", как и с "Малхолланд Драйв".
Вопрос- сколько раз ты пересматривал эти фильмы?;)

ЗЫ. Не читал точно, поэтому не в курсе, был ли у тебя подобный разбор "ТП"? Если был, то можно ли ссылку? А если нет, то с нетерпением буду ждать.

(Reply to this) (Thread)


[info]agent_cuper
2006-12-04 02:41 pm UTC (link)
Спасибо) Бодробного разбора Твин Пикс как такового нет, ибо это тяжелейшая задача, учитывая объем материала, но я выкладывал подобную же "эксгумацию" полнометражной версии "ТП", которая в общем-то открывает глаза на происходящее. Вот она http://agent-cuper.livejournal.com/155082.html#cutid1

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]yormundgand, 2006-12-04 02:43 pm UTC
(no subject) - [info]agent_cuper, 2006-12-04 02:52 pm UTC
(no subject) - [info]yormundgand, 2006-12-04 02:56 pm UTC
(no subject) - [info]vanslon, 2006-12-05 04:29 pm UTC
(no subject) - [info]yormundgand, 2006-12-06 07:56 pm UTC
(no subject) - [info]kinomozg, 2006-12-06 02:40 pm UTC
(no subject) - [info]agent_cuper, 2006-12-06 03:37 pm UTC

[info]lady_west
2006-12-04 04:48 am UTC (link)
О-о-о даа!
Я балдею от таких препараций :)

(Reply to this)


[info]lelle_mentarno
2006-12-04 05:28 am UTC (link)
Теперь все ясно. СПАСИБО!!! :)

(Reply to this) (Thread)


[info]antoxa_z
2006-12-06 12:12 am UTC (link)
стоит ли анализировать фильм ради подобных отзывов? теряет ли фильм что-то, когда становится "все ясно"?

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]agent_cuper, 2006-12-06 03:51 pm UTC
(no subject) - [info]antoxa_z, 2006-12-07 10:42 am UTC
(no subject) - [info]agent_cuper, 2006-12-10 10:55 am UTC
(no subject) - [info]antoxa_z, 2006-12-11 10:21 pm UTC

[info]zhmurrr
2006-12-04 05:50 am UTC (link)
спасибо за детальный анализ! а фильм стоит в очередной раз пересмотреть..

(Reply to this) (Thread)


[info]agent_cuper
2006-12-04 02:41 pm UTC (link)
однозначно, фильм того стоит)

(Reply to this) (Parent)


[info]van_der_vaals
2006-12-04 06:11 am UTC (link)
таблетка от лени )

(Reply to this)


[info]atgrin
2006-12-04 06:52 am UTC (link)
браво)
агент купер раскрыл очередное дело линча)
получил несказанное удовольствие, как будто сам распутывал этот клубок. спасибо.
надо пересмотреть. давно не видел

(Reply to this) (Thread)


[info]agent_cuper
2006-12-04 02:42 pm UTC (link)
спасибо) приятного просмотра)

(Reply to this) (Parent)


[info]demanik
2006-12-04 07:47 am UTC (link)
Спасибо!
Помню, когда посмотрел фильм, ничего не понял, но не было времени (ну... и желания) разбираться в сюжете, а в интернете трактовки не нашлось...

=)
Хоть теперь все понял =)

(Reply to this) (Thread)


[info]agent_cuper
2006-12-04 02:43 pm UTC (link)
очень рад, что помог разобраться. Хотя это всего лишь одна из версий. как утверждают знатоки - одна из популярнейших

(Reply to this) (Parent)


[info]xumen
2006-12-04 08:19 am UTC (link)
Если не против, то я попытаюсь поспорить. ^_____^
Такая версия событий - самая популярная трактовка этого фильма. Но для меня Линч в первую очередь мистик, в его творчестве больше иррационального и необъяснимого, чем логически связанного. В конце концов, он сам в интервью к этому фильму на французском двд говорил, что для него в первую очередь важны идеи и сны, а только потом он пытается создать из них подобие фильма.
Лично я считаю, что очень многое в событиях фильма открывает сценарий, а именно удаленные из фильма сцены и подробное описание тех моментов, которых в фильме понять однозначно никак невозможно. Итак, обо всем по подробнее.

Для начала по пунктам:
Пункт 2. Первая сцена довольно странная как с композиционного плана, так и с визуального. Фред курит сигарету, но его лицо выглядит странным и даже пугающим в красном свете. В сценарии дается четкое указание - это отражение Фреда в зеркале, его реальное лицо покажут позже и оно не столь неприглядно (все дружно вспоминаем заключительный кадр из последней серии "Твин Пикс"). Тут же в сценарии указывается место и время действия - спальня и 5.30 утра.

Пункт 3. В этой сцене Фред не только слышит звонок и голос, но еще и выглядывает сначала в одно, а потом в другое окно на улицу, чтобы убедиться, что там никого нет. Возможно, дело в его подсознании, но на заднем плане легко можно различить шум резко отъезжающей машины и приглушенный вой полицейских сирен. Если предположить, что действие происходит до или после убийства Рене, то непонятно совершенно спокойное и даже заторможенное поведение Фреда. Он одет в халат (в момент убийства на нем была другая одежда), на его лице на его лице не видно следов крови. Действие, напоминаю, начинается именно в спальне.

Пункт 5. Фред слышит джазовую импровизацию, когда он в теле Пита и работает в гараже. С учетом теории, что Питом он был до убийства Энди не совсем ясно почему у него внезапно начинает дико болеть голова и он как-то странно на нее реагирует. Композиция не какая-то известная, чистый саксофоновский нойз.

Пункт 7. Видеокассету изначально находит Рене. Если видеокассеты - мысли Фреда об измене, то почему он поручает находку первой и даже второй из этих мыслей именно жене? Причем в сценарии делается акцент на то, что Рене нервничает, когда видит конверт без штампов и обратного адреса. Фред же в это время ведет себя довольно спокойно.

(Reply to this) (Thread)


[info]xumen
2006-12-04 08:24 am UTC (link)
Пункт 9. Это воспоминания Фреда, но почему именно о том же самом клубе? В первый раз четко указывается название клуба (LUNA LOUNGE) и видно, что свет на сцене преимущественно белый и светло-голубой, мерцающий. На заднем плане играют другие музыканты. В воспоминании Фреда он играет один, свет преимущественно красный и белый (видны два проектора), никакого указания клуба не дается. Это с таким же успехом могло быть выступление в каком-то другом клубе или в том же, но в другой день, когда Фред случайно увидел Рене с Энди. А потом, размышляя об измене жены, вспомнил этот случай. Эта сцена, кстати, отсутствует в сценарии, но там есть другая, видоизмененная, происходящая после получения второго конверта и вызова полиции (см. пункт 13).

Пункт 10. Здесь очень важна сцена дыма, ползущего из коридора и символ огня, горящего с невероятной скоростью. Линч - символист, но все его символы всегда неизменны. Огонь у него всегда яркие, почти животные чувства, дым - элемент развоплощения или материального-нематериального перехода (сродни электрическим разрядам, которые кстати, будут потом).

Пункт 13. Фред и Рене действительно вызывают полицию, но почему это именно те два полицейских, которые следили за Питом (если он Фред в прошлом) и почему они его не узнают? И опять же, если видеокассеты - мысли Фреда, то почему их видят другие, кроме него самого, люди?
Детективы в разговоре делают замечание по поводу того, как высоко и неестественно все это снято (камера будто скользит) (диалог вырезан из фильма, но в самом фильме полицейский выразительно смотрит на окно на потолке, а потом залезает туда, чтобы обследовать вид сверху. Далее следует сцена, отсутствующая в фильме, в которой Фред играет в клубе LUNA LOUNGE и видит, как Рене уходит из зала вместе с двумя мужчинами. Кто это такие указания не дается. Дальше - больше. Фред и Рене получают еще одну, ТРЕТЬЮ, кассету, на которой видно, что после сцены в спальне Фред просыпается, словно разбуженный чьим-то присутствием и глядит прямо в камеру.
RENEE: What was that?!!!
FRED: What?
RENEE: On the tape! There was something else on the tape.
Fred gets up and rewinds it, passing an image.
RENEE (CON'T): There! Play it!
Fred runs the tape forward. We see snow - then a half-second long MEDIUM SHOT of Fred on his knees near the bedroom wall on Renee's side of the bed. He is looking directly at the camera - his face a ghastly grimace, contorted. His eyes are WIDE WITH HORROR.
После этого следует еще один вызов детективов и Фред признается, что не помнит как просыпался, а Рене отказывается ночевать дома и говорит, что будет чувствовать себя в безопасности только в отеле. Сигнализация в эту ночь была отключена.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]xumen, 2006-12-04 08:32 am UTC
(no subject) - [info]xumen, 2006-12-04 08:43 am UTC
(no subject) - [info]xumen, 2006-12-04 09:16 am UTC
(no subject) - [info]agent_cuper, 2006-12-04 02:37 pm UTC
(no subject) - [info]xumen, 2006-12-04 03:49 pm UTC
(no subject) - [info]xumen, 2006-12-04 04:11 pm UTC
(no subject) - [info]agent_cuper, 2006-12-04 04:48 pm UTC
(no subject) - [info]xumen, 2006-12-04 07:37 pm UTC
(no subject) - [info]agent_cuper, 2006-12-04 08:05 pm UTC
(no subject) - [info]xumen, 2006-12-05 08:18 am UTC
(no subject) - [info]agent_cuper, 2006-12-05 08:41 am UTC
Сердце Ангела? - [info]adja, 2006-12-05 10:05 am UTC
(no subject) - [info]antoxa_z, 2006-12-06 12:45 am UTC
(no subject) - [info]xumen, 2006-12-06 08:00 am UTC
(no subject) - [info]antoxa_z, 2006-12-07 10:34 am UTC
(no subject) - [info]xumen, 2006-12-08 06:02 pm UTC
(no subject) - [info]antoxa_z, 2006-12-11 10:15 pm UTC
(no subject) - [info]kinomozg, 2006-12-06 02:38 pm UTC
(no subject) - [info]xumen, 2006-12-08 06:08 pm UTC
(no subject) - [info]diomede1, 2006-12-10 10:17 am UTC

[info]indiffer
2006-12-04 09:00 am UTC (link)
БРАВО!

(Reply to this)


[info]joe_bloom
2006-12-04 09:07 am UTC (link)
спасибо)

(Reply to this)


[info]kobsev
2006-12-04 09:18 am UTC (link)
хорошо.

(Reply to this)

Ъ
[info]zig_zugg
2006-12-04 11:23 am UTC (link)
спасибо за отличное описание всехъ этих действия...
но там был ещё такой момент: когда его /пита/ "тюфяки" начали говорить ему про "тот день" - и неск. раз эта сцена шла в повтор... и его девушка также была озадачена, и всё повторяла, что питт после того случая совершенно изменился... Питт стоял перед своим домом, схватившись за голову - паосле этого он якобы оказывается а камере - а ведь его оттуда забираю его родные, а значит он там был /хотя это наверное срок за др. преступление - когда тот молодым был, но в фильме указывается на ошибку его попадания туда и слишком эта ситуация была совмещенна с "исчезновением" Фреда... как это прикрепить ко всем твоим объяснениям?
по-моему, это было дополнительным усилением мистического эффекта Д.Линча... и если это воспоминания такие - то к чему они привязываются?

(Reply to this) (Thread)

Re: Ъ
[info]agent_cuper
2006-12-04 02:49 pm UTC (link)
разумеется, я долго думал над этим моментом. не думаю, что речь идет о каком-то другом преступлении и тем более о краже, за которую пит получил срок.

вообще родители фреда и полицейские - это персонажи роль которых мне не до конца ясна. мне кажется что они выполняют роль таких сторонних наблюдателей, больше близких в структуре фильма к зрителю нежели к ведущим героям.

возможно это опять какие-то завихрения в голове фреда - спутавшиеся воспоминания, но честно говоря я не уверен. может быть пит встречался еще раз с родителями и подружкой после убийства Энди? И только потом исчез из жизни родителей и своей подружки, а Линч просто поменял эти эпизоды местами?

(Reply to this) (Parent)


[info]monochromica
2006-12-04 12:09 pm UTC (link)
Замечательно! Пора снять с полки запылившийся диск с "Шоссе в никуда" и начать смотреть! :) Но, если честно, Линч меня всегда немного пугал...

(Reply to this)


[info]_subtle_
2006-12-04 12:56 pm UTC (link)
хо-хо, моя схема диссекции пользуется спросом ;)

вообще, куп, я за другим заглянул - предлагаю тебе с учетом твоей занятости, сделать и меня модератором ру_дэвидлинч. хотя бы для того, чтобы не ждать по несколько дней, когда запись появится в коммьюнити ;) например, я субтитры кроликов кинул еще на той неделе, до сих пор ничего. мой опыт модерирования знаешь вроде :)

з.ы. а анализ поглядим обязательно.

(Reply to this) (Thread)


[info]agent_cuper
2006-12-04 02:50 pm UTC (link)
ок, быть тебе модератором - давно об этом думал)

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]_subtle_, 2006-12-04 02:51 pm UTC
(no subject) - [info]agent_cuper, 2006-12-04 02:54 pm UTC

(Reply from suspended user)

[info]neydacha
2006-12-04 12:59 pm UTC (link)
офигенский пост

(Reply to this)


[info]rrrit
2006-12-04 04:06 pm UTC (link)
Всё очень понравилось, кроме одного момента, который на мой взгляд ключевой как в этом, так и в других фильмах Линча. ЧЧ говорит: "Вы сами меня позвали. Я не могу появляться без приглашения". Альтер-эго так себя не ведёт. Оно вполне может являться без приглашения. Так что моя версия не обходится без того, что для Вас - мистика. А для меня, увы, вполне так заурядная реальность.

(Reply to this) (Thread)


[info]agent_cuper
2006-12-04 04:27 pm UTC (link)
Да, но нельзя забывать, что Фред deranged. Раз уж он сам с собой разговаривает, и самому себе сообщает, что Дик Лоран мертв, то что мешает ему приглашать Альтер Эго и тем более придумывать для него какую-то особую миссию? Он просто пытается обосновать появление Черного Человека: Может быть, я виноват в том, что он появился? Может быть я пригласил его? и вкладывает это обоснование в уста своего двойника. Нельзя забывать что весь фильм происходит в голове Фреда и тут уж он может творить что угодно - это ведь его мир, мир, который развивается по его собственным законам логики.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]rrrit, 2006-12-04 04:51 pm UTC
(no subject) - [info]agent_cuper, 2006-12-04 04:56 pm UTC
(no subject) - [info]rrrit, 2006-12-04 05:20 pm UTC

[info]tiamat5
2006-12-05 06:08 am UTC (link)
препарировано с паталогоанатомической тщательностью, в целом лично я себе все так и представлял, Линч умеет рассказывать просто ("Простая история"), но ему это явно претит.

(Reply to this)

(Reply from suspended user)

[info]agent_cuper
2006-12-05 09:27 am UTC (link)
Безусловно, с первого раза фильмы Линча понимают либо гении либо сумасшедшие, что в принципе одно и то же)

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]belyj, 2006-12-21 11:31 pm UTC

[info]uncle_black
2006-12-05 09:39 am UTC (link)
Вах!
Могуч...

Осиление дискуссии оставлю на следующий раз...
Мозг требует тайм-аута... 80-)

(Reply to this)


[info]inken
2006-12-05 10:05 am UTC (link)
не лезу в споры и дебаты

если вкратце, то моим восприятием было то, что сам Тёмный Человек является главной фигурой фильма
он главный герой, как Боб из ТП, который может овладевать сознанием любого другого человека
конечно, тут много вопросов опять же возникает относительно той же Элис/Рэнэ

вне подробностей.как-то так)

(Reply to this) (Thread)


[info]agent_cuper
2006-12-05 10:12 am UTC (link)
да, есть такая теория. Некоторые фаны считают, что Черный Человек все это подстроил для того, чтобы снять интересный фильм и на самом деле это Альтер Эго Линча)

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]inken, 2006-12-05 10:19 am UTC

[info]woodychaos
2006-12-05 10:59 am UTC (link)
Такой вопрос (не читал всех комментов, посему если уже был - извиняюсь): если фред убил энди будучи еще питом, то какого хрена он делает на вечеринке энди уже будучи фредом и мужем рене по совместительству?

(Reply to this) (Thread)


[info]agent_cuper
2006-12-05 11:17 am UTC (link)
Хороший вопрос! Отвечу на него таким же резонным вопросом: а вас не смущает, что вечеринка как-то выбивается из всей первой части фильма? Мы следим за жизнью Фреда и его жены в их тихом доме. Жена сидит дома, он ходит выступать на концерты, а тут откуда ни возьмись какая-то вечеринка, не понятно чему посвященная. Мне кажется что это тоже вымысел главного героя как и эпизод, где Ренэ ходит с Энди по ночному клубу. Возможно, он просто пытается обосновать свои подозрения (на вечеринке Ренэ очень фривольно ведет себя с Энди) а с другой стороны он материализует свою встречу с Черным Человеком (якобы тот говорит: Вы сами меня позвали. Я не прихожу без приглашеия) - об этом я писал выше.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]woodychaos, 2006-12-05 05:17 pm UTC
(no subject) - [info]agent_cuper, 2006-12-05 05:28 pm UTC
(no subject) - [info]woodychaos, 2006-12-05 05:31 pm UTC
(no subject) - [info]antoxa_z, 2006-12-06 12:52 am UTC

[info]marjenka
2006-12-05 11:41 am UTC (link)
Как раз в выходные пересматривала "Шоссе...". Соображения были, но мельче и поверхностней. Снимаю шляпу!

(Reply to this)


[info]moonaly
2006-12-05 07:22 pm UTC (link)
Может быть, я что-то пропустила, и это уже было замечено, но в кадре, где Ренэ и Фред сидят на диване, на заднем плане висят две картины, и они имеют непосредственное отношение к дальнейшему сюжету!
Рыба с почти человеческим лицом, плывущая на девушку… (Опасность, страх, предвестие аналогичных событий в фильме).
И следующая картина: просто хаотично раскиданные в плоскости части (именно женского) тела!
А вдруг в фильме много таких подсказок… на дальнейший поворот событий?

(Reply to this) (Thread)


[info]agent_cuper
2006-12-05 09:06 pm UTC (link)
спасибо, я ведь не случайно сделал этот стоп-кадр, но забыл об этом написать! сейчас исправлюсь

(Reply to this) (Parent)


[info]kikasso
2006-12-05 11:54 pm UTC (link)
I like to remember things in my own way!!!!!!
всем цитатам цитата.

5+

(Reply to this) (Thread)


[info]valpurgieva
2007-04-16 12:40 pm UTC (link)
Верно. Тем более, что она хорошо вписывается и в обсуждение (переведу вольно): "Я трактую фильм Д. Линча по-своему". :) Можно взять шире...

(Reply to this) (Parent)


[info]kikasso
2006-12-06 12:08 am UTC (link)
больше всего мне понравился последний абзац, где предлгается не воспринимать разбор за единственный верный взгляд на фильм

как и в случае с Mulholland Drive мне претит доскональный разбор и упорядоченая расстановка сцен.
как мне кажется так исчезает весь Линч, ибо в его кино (ну и в кинематографе как медиуме вообще) фабула это не цель, а средство для передачи ощущений и смыслов

но и видеть в фильмах Линча нагромождение образов, тоже примитивно. Ибо история рассказана иносказательно и она последовательна в своем скелете.

Я все таки склоняюсь к восприятию через форму и предпочитаю не читать подобные разборы, даже несмотря на то, что данный экземпляр сделан добсросовестно и элегантно и указывает на верное понимание кинематографа автором

П>С.: извини за такой оффициальный язык. классный разбор, мне многое объяснил. вот только не знаю нравится ли мне это

(Reply to this) (Thread)


[info]antoxa_z
2006-12-06 12:20 am UTC (link)
согласен.
есть такая классификация методов передачи информации: один аналитический, другой - повествовательный. в первом случае результатом является теория, набор утверждений, во втором - история, нарратив. при этом если нарратив перевести в набор утверждений, то он очень и очень много потеряет. думаю, к фильмам Линча это относится, как ни к каким другим.

тем не менее анализ выполнен на пять и было очень интересно.

(Reply to this) (Parent)

(no subject) - [info]agent_cuper, 2006-12-06 03:53 pm UTC

(116 comments) - (Post a new comment)

Page 1 of 2
<<[1] [2] >>

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…